Методы сближения учета расходов будущих периодов в МСФО и РСБУ
Для России в данное время актуально рассмотреть вопрос теоретических и практических путей сближения учета расходов будущих периодов в МСФО и РСБУ. Мы рассмотрим данный вопрос на примере предприятия, основной деятельностью которого является поиск и добыча полезных ископаемых.
Согласно МСФО затраты могут отражаться одних из двух способов: как актив или как расходы, то есть затраты, не отвечающие критериям признания актива являются расходами. Для предприятий горнодобывающей отрасли является типичным наличие расходов будущих периодов (переходящих, растянутых) расходов, поэтому при трансформации отчетности предприятий горнодобывающей отрасли в соответствии с принципами МСФО затраты, произведенные организаций и признанные в качестве расходов будущих периодов, необходимо идентифицировать и провести переквалификацию. Переквалификацией признается признание расходов будущих периодов в качестве иного актива.
Рисунок 1. Сходства и различия финансовой отчетности
Рассмотрим порядок переквалификации расходов, учтенных в качестве расходов будущих периодов в соответствии с требованиями международного учета.
Расходы, связанные с горноподготовительными работами, в том числе вскрышными работами, проводящимися регулярно целесообразно отразить в составе запасов в форме затрат в незавершенном производстве. По правилам МСФО (IAS) 2 «Запасы» в случае если компания осуществила затраты на оказание какой-либо услуги, но критерии признания выручки не выполняются, то они относятся к незавершенному производству. В отсутствие методических указаний в РСБУ относительно учета данных затрат, следует руководствоваться принципами данного стандарта.
Расходы на приобретение лицензий, платежи за предоставление права пользования результатами интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации в виде фиксированного разового платежа следует учитывать в составе нематериальных активов в соответствии с нормами МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».
Объекты ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и МСФО (IAS) 38 отличаются друг от друга. Данный международный стандарт применяется к незаконченным НИОКР, к расходам на подготовку новых производств и пусковым расходам, которые являются типичными для предприятий горнодобывающей отрасли, поэтому порядок переквалификации данных расходов принимает важное значение при трансформации и составлении отчетности в соответствии с требованиями МСФО.
В РСБУ учет расходов на НИОКР регламентирован ПБУ 17/02 «Учет расходов на научные – исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, утв. Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 115н. Организации должны отражать расходы на НИОКР в составе вложений во внеоборотные активы, т.е. согласно Плана счетов финансово- хозяйственной деятельности организаций учитывать данные расходы на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», при этом счет 97 «Расходы будущих периодов» не применяется.
Обратимся к МСФО 6 «Поиск и оценка полезных ископаемых» («Разведка и оценка минеральных ресурсов»). МСФО разработан специальный стандарт (КМСФО позиционируется как временный), регулирующий порядок учета расходов, связанных с освоением природных ресурсов, в том числе расходов, понесенных на стадии разведки и оценки полезных ископаемых. В российской практике затраты, связанные с горными работами отражались в качестве расходов будущих периодов до вступления в силу ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утв. Приказом Минфина от 01.06.2011г. Данное положение применяется в отношении поисковых затрат, осуществляемых до момента, когда в отношении участка недр, на котором производятся работы установлена и документально подтверждена вероятность того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты. Данное положение ПБУ 24/2011 соответствует положениям МСФО 6.
Поисковые затраты признаются внеоборотными активами, согласно перечню, предусмотренному ПБУ 24/2011, или расходами по обычным видам деятельности.
Расходы на получение лицензий на право пользования недрами могут быть учтены как в качестве поисковых нематериальных активов, нематериальных активов при единовременном выполнении условий для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, установленных п.3 ПБУ 14/2007, так и в качестве расходов будущих периодов при наличии фиксированного разового платежа на получение лицензии за пользование недрами.
В целях трансформации в соответствии с общими принципами МСФО к объектам основных средств относят расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонту или восстановлению основных средств в том случае, если организация не создает соответствующий резерв или фонд, учитываемые в качестве расходов будущих периодов в учете по РСБУ.
Согласно классификации расходов, которые могут быть учтены в качестве расходов будущих периодов отметим, что п.16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», в качестве расходов будущих периодов можно учитывать расходы по договору, понесенные в связи с предстоящими работами. МСФО (IAS) 11 «Договоры подряда (строительные контракты)» содержит аналогичное положение.
В соответствии с п.16 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», так в составе расходов будущих периодов отражают проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору).
Таким образом, анализируя бухгалтерский учет расходов будущих периодов в международной практике учета и сопоставляя с российской практикой, можно сделать следующие выводы. В настоящее время продолжается процесс реформирования бухгалтерского учета в РФ и приближения его к международным стандартам, однако ряд проблем остается по-прежнему не решенным. Расходы будущих периодов как в МСФО, так и ПБУ представляют собой расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, при этом в международном учете активы классифицируются в качестве расходов будущих периодов по остаточному признаку, однако механизма переноса на будущее в международном учете не предусмотрено.
Анализ формирования показателей бухгалтерской отчетности в части отражения расходов будущих периодов по российским стандартам и МСФО показал, что отражение расходов в качестве расходов будущих периодов, в соответствии с правилами РСБУ ведет к искажению структуры бухгалтерского баланса у российских добывающих предприятий и зачастую влечет отражение «долгосрочных расходов» в разделе текущих активов. Вследствие чего мы рекомендуем проводить переквалификацию расходов будущих периодов при трансформации отчетности из национальной в международную. Представленная переквалификация соответствует требованиям РСБУ и МСФО и позволяет упростить процесс трансформации.
Автор: Е.С. Агеева
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!