Инвестиционные операции с государственными облигациями: современная российская практика
Рынок государственных ценных бумаг в России начал свое возрождение в 1991 году, однако положительные результаты его функционирования были достигнуты лишь в начале двухтысячных. Следует отметить, что в девяностые годы данный элемент финансовой системы использовался государством преимущественно для реализации процесса приватизации в российской экономике. Однако после перехода к преимущественно частной форме хозяйствования остро встала другая проблема национального хозяйства: покрытие статей бюджетных расходов, на которые недоставало средств, полученных в форме государственных доходов. Такая ситуация сохранилась и до настоящего времени. Так, в настоящее время бюджетный дефицит в России, по данным Министерства финансов РФ, на 60% финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг. Таким образом, государство не планирует покидать фондовый рынок, что формирует для консервативных инвесторов дополнительную возможность вложения средств, избегая риска.
Оценивая возможности инвестирования целесообразно выявить виды государственных облигаций и иных видов ценных бумаг, представленных в настоящее время в российской финансовой системе.
Во-первых, государственные займы можно разделить по срокам обращения на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, с периодами обращения до 1 года, от 1 до 4 и свыше 4 лет соответственно. Следует отметить, что чем больше срок обращения ценных бумаг, тем выше процент формируемой ими доходности.
Во-вторых, по характеру участия государства в эмиссии ценных бумаг на российском фондовом рынке их подразделяют на три группы: ценные бумаги правительства РФ, муниципальные ценные бумаги, а также займы правительственных учреждений . В первом случае эмиссию осуществляет непосредственного государство в лице Правительства РФ или министерств. В двух других случаях эмиссию реализуют местные власти или государственные организации, такие как РАО «ЕЭС России» или АО «РЖД» под гарантию Правительства РФ.
В-третьих, по видам государственные ценные бумаги России можно разделить на ноты, векселя и облигации.
Наибольшей популярностью, по оценке аналитиков, на российской фондовой бирже пользуются правительственные ценные бумаги. Они в свою очередь подразделяются на ряд подвидов, определяющим фактором определения которых является характер погашения займа. Итак, в настоящее время на российском фондовом рынке представлены следующие основные виды государственных долговых инструментов:
- Федеральные облигации с переменным купоном, так называемые ОФЗ-ПК, являют собой вид долговой ценной бумаги с выплатой процентов раз в полугодие. При этом размер процентных выплат определяется средневзвешенной доходностью данного финансового актива по итогам последних четырех торговых сессий.
- Облигации с постоянным доходом или ОФЗ-ПД являются формой займа, при котором выплата единожды определенных и неизменных процентов реализуется ежегодно.
- Облигации с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД) предполагают выплату постепенно снижающегося процента ежеквартально на протяжении всего срока обращения ценной бумаги.
- Федеральные облигации с амортизацией основного долга (ОФЗ-АД) являют собой вид государственной долговой ценной бумаги, основная сумма долга по которой погашается не в конце срока, а постепенно.
- Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) представляют собой долговые ценные бумаги российского Правительства, которые имеют срок хождения от 1 месяца до 1 года, реализуются с дисконтом, а погашаются по полной стоимости при отсутствии купонного дохода.
- Облигации государственного валютного займа (ОВВЗ) являются правительственными ценными бумагами, эмитированными в целях погашения валютного долга, образовавшегося в национальной экономике вследствие банкротства «Внешэкономбанка» . Данные ценные бумаги были впервые выпущены в 1993 году, однако имеют хождение на рынке до сих пор.
- Государственные сберегательные сертификаты (ГСО) в России эмитируются, начиная с 2006 года. Сегодня ГСО представляют собой облигации с фиксированной процентной ставкой, приобрести которые могут только юридические лица, в частности инвестиционные и пенсионные фонды, страховые организации, управляющие компании, а также государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, спектр государственных ценных бумаг на российском фондовом рынке весьма разнообразен, что создает возможности оптимизации инвестиционных портфелей консервативных инвесторов.
Основными участниками рынка государственных ценных бумаг в России выступают эмитенты – в лице Правительства РФ, государственных и муниципальных учреждений, инвесторы – в лице физических и юридических лиц. В качестве посредников на рынке действуют профессиональные лицензированные участники торгов на фондовой бирже, заключившие договор с ЦБ РФ на реализацию операций с государственными ценными бумагами. Важно подчеркнуть, что все операции по эмиссии и размещению государственных займов реализуются, контролируются и регистрируются Центральным Банком РФ, что происходит помимо стандартных процедур контроля и регистрации фондовой биржи.
Исследуя технологию реализации операций с государственными долговыми бумагами можно отметить, что в настоящее время в России она имеет высокую степень проработанности и формализации. Так, все сделки с государственными облигациями реализуются кассовым методом, то есть расчет осуществляется без отсрочки платежа. Россия ратифицировала принятые в 1992 году Международной ассоциацией фондовых бирж стандарты, согласно которым расчет и окончательное оформление сделки реализуется через три дня после её предварительного заключения. Такого рода отсрочка обусловлена полной и всесторонней проверкой инвестора и правомерности осуществления данной финансовой операции.
Целесообразно учесть, что любые государственные долговые бумаги реализуются на российском рынке через дилеров, имеющих лицензию ЦБ РФ на реализацию подобного рода деятельности. Что касается инвесторов, то для них важно оценить ожидаемую норму доходности от вложений в государственные облигации . Для этого потенциальный инвестор должен определить доходность альтернативного ценным бумагам вложения и оценить транзакционные затраты приобретения государственных долговых инструментов:
Ожидаемая доходность = Доходность по альтернативным вложениям + Транзакционные затраты инвестора (в процентах к сумме сделки)
При этом, оценивая альтернативные направления вложения средств, следует рассматривать те, которые по степени риска схожи с инвестициями в государственные ценные бумаги.
Эксперты российского фондового рынка определили, что в секторе государственных ценных бумаг формируются четыре специфические стратегии поведения инвесторов, характерные только для данного рынка:
- Инвестирование в долгосрочные доходные инструменты, характеризует консервативных инвесторов, которые имеют возможность вкладывать свои свободные наличные денежные средства на значительный срок с расчетом на более высокие процентные ставки. Так, доходность ГСО в рамках торгов ММВБ установилась на уровне 10%, при условии, что данные государственные займы относятся к числу долгосрочных. Такой процентный доход можно оценить как высокий в силу того, что средняя доходность, предлагаемая государственными облигациями, находится на уровне 4-5%.
- Инвестирование в краткосрочные инструменты со средним уровнем доходности, предполагает такую модель поведения на рынке, при которой инвестор тщательно следит за ситуацией на рынке и ждет момента, когда государство разместит на нем срочный заем с более высокими процентами, чем по стандартным государственным облигациям. Такие эмиссии довольно часто проводятся государственными учреждениями, такими как АО «Россельхозбанк», АО «Российские железные дороги» и т.п. Подобного рода займы носят целевой характер и потому требуют достаточно быстрого аккумулирования средств.
- Пассивное портфельное инвестирование представляет собой стратегию формирования портфеля из государственных ценных бумаг различных эмитентов с разными сроками погашения. При этом инвестор не стремится досрочно избавиться от активов, образующих его портфель и тем самым выиграть в курсовой разнице. Он упорно дожидается срока погашения, а затем ищет новое направление инвестирования.
- Активное портфельное инвестирование выражается в весьма редком для рынка государственных ценных бумаг феномене, в рамках которого, сформировав портфель финансовых активов, инвестор все время пересматривает его. Такое поведение по праву считается нечастым в силу того, что рынок государственных займов в основном представляют консервативные инвесторы.
Таким образом, современный российский рынок ценных бумаг целесообразно рассматривать как вполне оформившийся сектор финансовой системе, что делает его надежным пристанищем для инвесторов и эффективным средством денежно-кредитного регулирования для государства.
Автор: Шкуркин Д. В.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!